Обучаем малышей разговорной речи.

Обучаем малышей разговорной речи.

 

 

Обучаем малышей разговорной речи.

 

Вашему ребенку пошел пятый год. Вы замечаете, как много новых слов и даже целых выражений  появилось в его речи, сколько он узнал, запомнил. Вас радует, как живо и разнообразно он стремится выразить свою мысль, в речи стали появляться не только простые, но и сложные предложения. Но вслушайтесь в речь сына или дочери. И вы заметите, что скудны ещё познания ребят  о живой и неживой природе, о событиях, явлениях, происходящих в общественной жизни. Как трудно им ещё выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат. Не хватает слов и для передачи смысла знакомой сказки, рассказа. А так хочется, чтобы речь у ребенка  была живой, эмоциональной, выразительной.

Под  влиянием взрослых дети начинают делать первые обобщения (шапка, шуба, варежки, шарф – все это зимняя одежда), сравнивать предметы ( чем похожи, чем отличаются ложка столовая от чайной, варежки от перчаток). Четырехлетних недаром называют «почемучками». Все их вопросы направлены на то, чтобы быстрее все узнать, все постичь. Почему идет дождь, гремит гром, почему не падает солнышко, откуда берутся реки, моря и т. д. Не отмахивайтесь от детских вопросов, не отделывайтесь шуткой или « вырастешь – узнаешь» - ответ требуется сегодня.

Да утомительно отвечать на вопросы детей, но отвечать надо, и отвечать терпеливо, серьезно. Не удовлетворяя детские « почему», мы глушим любознательность, не даём поводов к дальнейшему размышлению, тормозим развитие.

В повседневном общении с ребенком мы обогащаем его словарь. Без принуждения можем многому научить. Допустим, мама, разговаривая с дочерью, вдруг  говорит   ей: « У нас есть девочка, волосы у неё светлые, глаза серые, одета в голубое платье, белые гольфы, тапочки. Кто же это?» Оля задумалась, но поняла, что речь идет о ней. А теперь ты мне загадай загадку  о чем хочешь»- предложила мама. Оля попыталась загадать загадку о маме, но это у неё не получилось. Потом она бросила взгляд на лежащий мяч и сказала: «Красный, круглый, большой. Им играют».- «Упругий, резиновый, скачет по полу», - добавила мама.

Дети не сразу начинают понимать смысл даже простой загадки. Игры на описание самых разных предметов, находящихся в доме, на улице, оказываются прекрасным средством обогащения словаря.

Игра будет интересной, если играющий взрослый наравне с ребенком по очереди описывает находящиеся вокруг предметы, усложняя раз за разом игры подобного типа  («Что бывает лёгким, тяжёлым, узким, широким, круглым, квадратным и т. д.») Проведение такого рода игр - загадок не потребует дополнительного времени. Играть можно по дороге в детский сад и обратно, во время приготовления ужина, одевания, раздевания.

Художественная проза и поэзия  пробуждают в ребенке лучшие качества такие, как доброта, сочувствие. Учат замечать настроение, состояние героев, вызывают желание защитить, помочь. Хорошо, если у Вас есть стихи , сказки, записанные на пластинках, дисках. Ребенок слушает их в исполнении мастеров художественного слова в сопровождении музыки - это усиливает воздействие на его воображение, чувства, выразительность речи.

После чтения вслух не спешите закрывать книгу. Спросите о чём читали, что понравилось, что запомнилось, что удивило, как можно назвать того или иного героя, как отнестись к нему. Используйте подходящие ситуации для того, чтобы поиграть, поговорить, почитать ребенку, обогащайте его словарь, развивайте речь.

 

консультацию подготовила воспитатель Баева Т. А.

Дата последнего обновления страницы 06.12.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения