Харламова Н.А.,
Воспитатель МАОУ СОШ № 5 СП «Детский сад № 39»,
Г. Краснокамск, Пермский край
«Адаптация с улыбкой».
Родился маленький человек!
В самом начале жизненного пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся главные люди в его жизни – родители.
Благодаря их любви, эмоциональной близости и поддержке ребёнок растёт и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям. Но наступает момент, когда ребёнку недостаточно общения с ограниченным кругом людей, ему нужны новые друзья и новые впечатления.
Здесь на помощь семье приходит детский сад. И возникают у родителей неизменные вопросы: Как примут ребенка в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него с воспитателем? Не будет ли малыш часто болеть? Насколько быстро он привыкнет, адаптируется к новой среде? Привычные родительские волнения и тревоги.
Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или дедушкой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»?
Взрослые в семье понимают, что адаптационный период - один из самых сложных в жизни ребенка. Все охают, причитают, волнуются за него, но не более того! Родители зачастую не готовят своего ребенка к посещению детского сада, а следовало бы. В первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения. Времени для этого достаточно. Планомерно, постепенно можно подвести ребенка к четкому его выполнению. А навыки самообслуживания (самостоятельный приём пищи, одевание, пользование горшком, мытьё рук и умывание) помогут ребёнку быстрее адаптироваться в коллективе.
Когда малыш придет в группу, его не нужно будет переучивать, ломать неправильные привычки.
Мы рекомендуем родителям приводить своего малыша в детский сад не менее чем за месяц до планируемого выхода мамы на работу. В своей работе стремимся к тому, чтобы ребёнок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявлений тяжёлой адаптации. Организуем такую развивающую среду, которая позволяет: формировать у ребёнка положительное отношение ко всем режимным моментам; развивать различные умения, соответствующие возрастным особенностям; формировать потребность в общении с детьми и взрослыми. Игровые уголки в нашей группе заполнены яркими играми и игрушками, основная цель которых – доставить детям радость и удовлетворение от совместного со сверстниками активного и одновременно увлекательного времяпровождения. Очень помогают весёлые игры-забавы: например, с мыльными пузырями, с заводными водными игрушками, с детскими вертушками, с воздушным змеем, со светящимися игрушками. А также музыкальные пляски с погремушками, с платочками, с шумовыми инструментами и многое, многое другое.
Чаще всего используемые виды театра: настольный театр игрушек, кукольный (с куклами бибабо), пальчиковый, перчаточный, стендовый (фланелеграф), т.к. встречи с театральными персонажами помогают детям расслабиться, снять напряжение, создают радостную атмосферу.
Знакомимся с произведениями поэзии пестования (пение колыбельных песен, рассказывание пестушек, потешек, сказок), которые обладают явным успокаивающим воздействием на эмоциональную сферу малышей.
Поддержать эмоциональное состояние на стабильном уровне также помогают просмотры и обсуждения с детьми мультфильмов, которые они любят смотреть дома (к созданию мультколлекции привлечены родители малышей).
В созданном нами уголке по экспериментированию дети могут свободно играть по одному, пряча свою любимую маленькую игрушку в песке или крупе. Радость от того, что нашлась спрятанная игрушка, высушит слёзы и заставит на несколько минут забыть об уходе мамы.
Игровые ситуации в уголках: «Ряжение», «Бытовой уголок», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Уголок природы», «Изобразительный уголок», несомненно помогают малышу на некоторое время забыть о родных и близких.
Длительность адаптации зависит также и от уровня развития ребенка. Если с ними систематически занимались дома и рос он человеком общительным, то в группе он быстро устанавливает контакт с воспитателем, может себя занять содержательной игрой и не чувствовать себя заброшенным и беспомощным. Малышу, который дома находится на попечении всех родных по очереди, который не привык самостоятельно занять себя ни на минуту, в условиях детского сада будет трудно. Но как бы мы ни готовили ребенка, привыкнуть к яслям не так-то просто. Даже самый гуманный воспитатель, работающий с небольшой группой детей, не может уделить ребенку такое же внимание, как мама. Родители нередко замечают, что, возвратившись из детского сада, малыш буквально вцепляется в мать, не отходит от нее ни на шаг, пытаясь восполнить накопившийся дефицит близкого общения. Накормленный и ухоженный вдали от дома, он, тем не менее «изголодался», и это голод особого рода, который очень трудно утолить. Родителям надо позаботиться, чтобы испытываемый ребенком дефицит не был слишком острым. Если есть возможность, не надо оставлять малыша в саду надолго. А дома надо сторицей восполнять то, чего ребенок был лишен в отсутствие родителей.
Может случиться и так, что, несмотря на все усилия, не удается преодолеть отторжение ребенком детского сада. Если совершенно очевидно, что ребенку в саду плохо и издержки общественного воспитания в данном случае перевешивают все преимущества, мы советуем родителям, не торопится вешать на малыша ярлык «безнадежно домашнего». Вероятно, просто не удалось создать ему те условия, которые обеспечили бы нормальную жизнь в детском коллективе. За конкретным советом, как выйти из этой ситуации, лучше обратиться к специалисту-психологу. Ну, а если не помогают никакие советы, остается только попробовать в домашних условиях обеспечить ребенку те преимущества, которые дает детский сад. При этом родителям приходится в какой-то мере поступиться своими интересами. Детский сад помогает решать одни проблемы, но часто порождает другие. Надо просто решить, какие из них для вас важнее.
Мы уверены, что только чёткая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, психологов и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Если родители и сотрудники детского сада объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребёнка – ему на благо.