Игра - основное средство обеспечения гармоничности в эмоциональной сфере

Игра - основное средство обеспечения гармоничности в эмоциональной сфере

 

Пока ребёнок не ходит в дошкольное уч­реждение, он находится в тесном эмоцио­нальном контакте с близкими взрослыми, чувства которых созвучны его собственным чувствам.

При поступлении в детский сад ребёнок на какое - то время расстаётся с близкими людьми, поэтому в период адаптации к но­вым условиям важно обеспечить ему эмоцио­нальный комфорт. Можно выделить два основных фактора комфортного привыкания к детскому саду:
- создание предметно - игровой среды;
- благоприятное для ребёнка взаимодейст­вие с новыми взрослыми.

В создании предметно - игровой среды важная роль отводится игрушке, которая зачастую выполняет функцию стабилизации эмоционального состояния детей. Какие игрушки необходимо иметь в груп­пе в адаптационный период? Особенности жизненного тонуса малы­ша, его настроения и эмоционального со­стояния тесно связаны с двигательной ак­тивностью. Поэтому в группе и на участке (на прогулке) должно быть достаточное ко­личество игрушек, организующих динамич­ное освоение мира. К ним можно отнести велосипеды, большие машины (чтобы разъ­езжать по комнате или по участку), всевоз­можные каталки (простые и шумовые), мя­чи разных размеров, тележки и т.п. Игрушки желательно расставлять в раз­ных местах групповой комнаты: на полу, на полке, на горке и под ней. Доставая их, ре­бёнок вынужден двигаться, прилагать уси­лия. Это снимает эмоциональное напряже­ние, отвлекает от неприятных мыслей.

 Однако не всем детям интересны двига­тельные игрушки. В большей степени они актуальны для мальчиков, имеющих опыт их использования. Для некоторых детей важна так называе­мая «сюжетная атрибутика», причём в ран­нем возрасте игровые наборы спальни или, например, кухни одинаково привлекают как мальчиков, так и девочек. Мебель для кукол - кровать, шкаф, стол, стул и др. - должна быть прочной, так как ребёнок часто переносит её с одного места на другое, да и сам не прочь посидеть на кукольном стуле, а в шкаф поло­жить или повесить «настоящие вещи». Ведь дети этого возраста ещё не проигрывают, а реально проживают жизненные ситуации. Обязательно нужны куклы, которых мож­но укладывать спать, кормить, купать и оде­вать. По размеру и облику они должны быть похожи на настоящих младенцев. Особое значение имеет лицо куклы. Оно не должно быть злым, некрасивым или «никаким» (та­кие игрушки часто встречаются на прилав­ках магазинов). Важно, чтобы при первом взгляде лицо «прочитывалось» положитель­но. Детям этого возраста нужны куклы с на­рисованными глазами, короткой стрижкой, мягкими руками и ногами, чтобы их легко можно было посадить, поставить, положить, одеть. Жёсткая кукла с несгибающимися ру­ками и ногами раздражает ребёнка. Но с игрушками, изображающими живот­ных, дело обстоит иначе. Точная копия жи­вотного меньше привлекает ребёнка, чем искажённая, но искажённая определённым образом. Голова должна быть большая и круглая, конечности укорочены, нос при­плюснут, уши большие и оттопыренные, гла­за смотрят вперёд, живот большой и округ­лый. В таком исполнении дети одинаково хорошо принимают и мышь, и зайца, и соба­ку, и медведя, и тигра. Но если у животных, особенно изображающих хищников, голова маленькая и удлинённая, нос и конечности длинные, уши прижатые и острые, а глаза расположены по бокам головы, дети избега­ют таких игрушек. Дело в том, что малышам нравятся животные - детёныши: не зайцы, собаки, медведи, козлы, тигры, а зайчата, щенки, медвежата, козлята, тигрята. «С ними можно играть, а со взрослыми нельзя - они не будут играть». Также нужны в детском саду звучащие иг­рушки и инструменты: музыкальный теле­фон, различного рода панно с голосами жи­вотных, музыкальные ящички с фигурками. Такие игрушки не только вызывают у детей приятные эмоции, но и выполняют исключи­тельно важные функции: отвлекающую и организационную.

Желательно, чтобы в первые дни посеще­ния ребёнком дошкольного учреждения в группе звучала фоновая музыка, например весёлая детская песенка. В нужный момент её можно включить погромче, попеть и по­танцевать под неё вместе с детьми. Под вли­янием впечатлений, вызванных музыкой, раскрываются даже инертные, замкнутые малыши.

 Дети раннего возраста осваивают мир ру­ками, поэтому в группе должны быть игрушки и предметы, с которыми можно производить различные действия: нанизывание, откручи­вание, продевание, завинчивание и т.п. Же­лательно, чтобы эти предметы были контра­стных величин, например большая пирамид­ка и маленькая. Во время действий с ними в ра­боту включаются не только пальцы рук, но и мышцы всего тела, например при нанизыва­нии колец на большую пирамидку (во весь рост ребёнка). В такой игре зачастую при­нимает участие вся группа.

Важно так организовать предметно-игро­вую среду, чтобы дети могли играть там, где им удобно. Очень часто малыши, только начинающие посещать детский сад, напряжены и готовы расплакаться не потому, что мамы нет рядом, а потому, что их пугает ещё не освоенное жизненное пространство. Они боятся неиз­вестности: «А что за этой дверью?» «А что видно в это окошко?» Обеспечить устойчи­вое положительное эмоциональное состоя­ние можно за счёт проведения мини – экскур­сий - путешествий по группе и за её преде­лы.

Такие экскурсии можно совершать с од­ним или двумя «проблемными» детьми, оста­навливаясь с ними возле привлекательных объектов. Положительное эмоциональное состояние, способствующее оптимальной активности, не может возникнуть без соответствующего на­строя окружающих ребёнка людей. Комфортное привыкание к детскому саду, - соучаствую­щий взрослый, который эмоционально и фи­зически поддерживает малыша, вселяет в не­го уверенность в безопасности, помогает ему более успешно овладеть необходимыми дей­ствиями, восхищается его успехами, развива­ет в нём чувство самоценности. Таким взрос­лым в детском саду выступает воспитатель.

 С приходом ребёнка в детский сад при­вычные для него формы общения, соучас­тия, помощи и оценки начинают катастрофи­чески быстро изменяться, даже разрушать­ся. Ребёнку это непонятно, и он ждёт от взрослого, заменяющего маму, того, к чему привык. Но ведь семья - довольно закры­тая система, а отношения близких людей -дело интимное. И воспитателю не всегда из­вестно, чего конкретно ждёт от него малыш. Понятно только одно: почти каждый ребё­нок любит ласку, поэтому наиболее эффективны в период адаптации, впрочем, как и в последующее время, различные формы те­лесного контакта. Однако разные дети нуждаются в различ­ном телесном контакте.

 Ребёнку, находяще­муся в тесной близости с мамой, тревожно­му, часто испытывающему страх, необходи­мы мягкие, нежные прикосновения. Хорошо взять его на руки, обнять, посадить на коле­ни, погладить, рассмотреть пальчики на ру­ках и поиграть с ним в весёлую потешку. Другому ребёнку подойдёт активный те­лесный контакт: ему понравится, когда его покружат, подбросят вверх, поваляются вместе с ним на ковре и т.п. С использованием таких приёмов дети как бы попадают в привычную для них атмосфе­ру, у них снижается тревожность, появляется чувство доверия к новому взрослому.

Особая роль в период адаптации ребёнка отводится игре и различным игровым приёмам, требующим общения с другими детьми. Это всевозможные хороводы, игры в поезд, «ниточку-иголочку» и т.п., в которых необходимо взяться за руки или положить руки на плечи впереди стоящего. Такие иг­ровые действия желательно сопровождать музыкой или предложить самим детям их оз­вучить.

 Охарактеризуем одну разновидность иг­рового взаимодействия воспитателя с деть­ми, которое даёт самый положительный эф­фект в период привыкания к детскому саду. Ребёнок раннего возраста находится в тесном эмоциональ­ном контакте с близким взрослым, чаще все­го с мамой, и эту систему отношений он пе­реносит на детский сад. Полностью воспро­извести такие отношения нереально, но их можно реализовать в сюжетно - двигательных играх. Общей характерной особеннос­тью таких игр является присутствие так на­зываемого синдрома наседки.

 В каждой иг­ре воспитатель выступает в роли общей ма­мы (наседки, кошки, козы, овцы и т.д.) и по­вторяет привычные формы взаимоотноше­ний, существующие в семье между мамой (родителями) и детьми. Разыгрываться мо­гут самые различные сюжеты, но для детей этой возрастной категории важно, чтобы при любом наборе действий мама всегда была опорой, защитой, крепостью. При использовании таких игр нужно придер­живаться определённой последовательнос­ти (поэтапности).

 Вначале проводить игры, где дети вслед за мамой повторяют какие-то действия, например наседка ведёт своих цыплят погулять, они останавливаются по­щипать травку, попить водички, почистить перышки, отдохнуть у неё под крылышком. Аналогичные действия воспроизводятся в играх «Кошка и котята», «Зайчиха и зайча­та», «Медведица и медвежата» и т.п.

Важ­ное условие - демонстрация воспитателем заинтересованности игрой и поощрение действий детей. Работа с детьми, которые ещё только при­выкают к дошкольному учреждению, чрез­вычайно сложна и эмоционально затратна.

Поэтому воспитатель должен заранее быть готов к тому, что игра может не у всех детей вызвать однозначный отклик. Очень мно­гих надо будет ещё «разбудить» и ввести в этот интересный притягательный мир.

Од­нако именно игровая деятельность наибо­лее эффективно обеспечивает позитивный эмоциональный настрой детей на пребыва­ние в коллективе, на выстраивание положи­тельных отношений со сверстниками в груп­пе, на формирование желания посещать детский сад.

Консультацию подготовила Старший воспитатель МАОУ СОШ № 5 СП «Детский сад № 39»

Марина Геннадьевна Вдовина.

 Февраль 2015г.

Дата последнего обновления страницы 06.12.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения