Пальчиковая гимнастика для детей
2014
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова).
Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает. То задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина). М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.
Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.
Потешка "ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК"
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Взрослый показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца.
Потешка "БЕЛКА"
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки,
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Взрослый и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
Потешка "ЭТОТ ПАЛЬЧИК"
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.
Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Потешка "БРАТЬЯ"
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди ...
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.
Потешка "HУ-КА, БРАТЦЫ, ЗА РАБОТУ"
Hу-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому - дрова рубить.
Печи все - тебе топить.
А тебе - воду носить.
А тебе - обед варить.
А малышке - песни петь.
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять.
Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.
Мой мизинчик, где ты был?
Мой Мизинчик, где ты был? |
Пальчики сжаты в кулачки, разжимаем мизинчик на левой руке |
С Безымянным щи варил, |
Разжимаем безымянный пальчик |
А со Средним кашу ел, |
Разжимаем средний пальчик |
С Указательным запел. |
Разжимаем указательный пальчик |
А Большой меня встречал И конфетой угощал. |
Разжимаем большой пальчик |
Указательный на правой Вел в поход нас всей оравой. Средний брат несет рюкзак, Безымянный ходит так, А Мизинец стал играть: Братьев слушать приглашать. Правый же Большой плясал. И на танец приглашал. |
Разжимаем одноименные пальчики на правой руке |
Раз-два-три-четыре пять!
Раз-два-три-четыре пять!
Большой пальчик хочет спать, |
Сжимаем и разжимаем кулачки
Выполняем пальчиковую гимнастику сначала с одной ручкой, а потом с другой. Пальчики разжаты, зажимаем в кулачок большой пальчик. |
Указательный - играть, |
Зажимаем в кулачок указательный пальчик. |
Средний пальчик задремал, |
Зажимаем в кулачок средний пальчик. |
Безымянный уж устал. |
Зажимаем в кулачок безымянный пальчик. |
Мизинчик всем кричит - "Ура!" |
Зажимаем в кулачок мизинчик. |
В детский сад идти пора! |
Сжимаем и разжимаем кулачок. |
Мои пальчики расскажут
Мои пальчики расскажут, Все умеют, все покажут. |
Поворачиваем ручки попеременно ладошками вверх и вниз. |
Пять их на моей руке. |
Сжимаем и разжимаем кулачки. |
Все делать могут, Всегда помогут. |
Попеременно ударяем кулак о кулак, и ладонь о ладонь. |
Они на дудочке играют, Мячик бросают, Белье стирают, Пол подметают, Они считают, Щиплют, ласкают, |
Имитируем описываемые движения |
Всё успевают. |
Открываем ручки ладошками вверх. |
На двери висит замок
На двери висит замок Кто его открыть бы мог? |
Переплетаем пальчики, делаем «замочек». |
Повертели, повертели |
Кисти рук поворачиваем влево и вправо. |
Покрутили, покрутили |
Кисти рук поворачиваем вперед и назад. |
Постучали, постучали |
Постукиваем «замочком» по столу. |
Потянули, потянули |
Тянем ручки в разные стороны. |
И открыли замок!!! |
Расцепили пальцы рук. |
Ёж, ёж, где живёшь?
- Ёж, ёж, где живёшь? |
Переплетаем пальчики в замочек, опускаем и поднимаем пальчики, имитируя колючки. |
- Я живу в густом лесу! |
Перекрещиваем кисти рук, пальцы раскрыты. Попеременно меняем верхнюю руку – правая рука, затем левая. |
- Ёж, ёж, что несёшь? |
Переплетаем пальчики в замочек, опускаем и поднимаем пальчики, имитируя колючки. |
- В норку яблоки несу. |
Ударяем кулак о кулак. |
Буду яблоки делить, |
Рубящие движения ребром правой руки по левой ладони. |
Своих детушек кормить. |
Рубящие движения ребром левой руки по правой ладони. |
Вышла Люба в огород
Вышла Люба в огород – |
«Шагаем» средним и указательным пальцами правой руки. |
Сколько у неё хлопот! |
Держимся руками за голову и покачиваем головой. |
Нелегко полить на грядке Овощи все по порядку: |
Пожимаем плечами и разводим руки в стороны. |
Помидоры, лук, капуста И горошек очень вкусный. Репа, огурцы, чеснок, Свёкла, редька и укроп. |
Загибаем указательным пальцем правой руки каждый пальчик на левой руке и указательным пальцем левой руки каждый пальчик на правой руке. |
Яблоко
Яблоко спелое, красное, сладкое, Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою. |
Пальцы обеих рук сжимаем в кулаки, разжимаем по одному пальцу на каждое слово признак на обеих руках одновременно. |
Яблоко я пополам разломлю, |
Кулачки складываем вместе и разводим их в стороны пальчиками вверх. |
Яблоко с другом своим разделю. |
Кулачки прижимаем к груди, а затем выставляем вперед. |
По сухой лесной дорожке
По сухой лесной дорожке – |
Потираем ладонь о ладонь. |
Топ-топ-топ – топочут ножки. |
Постукиваем ладошками по столу. |
Ходит, бродит вдоль дорожек |
Потираем ладонь о ладонь. |
Весь в иголках серый ёжик. |
Складываем замочек и поднимаем пальчики вверх, имитируя иголки. |
Ищет ягодки, грибочки Для сыночка и для дочки. |
Поочередно загибаем указательным пальцем правой руки пальчики на левой руке. |
Консультацию подготовили педагог - хореограф: Ширинкина Елена Константиновна,
музыкальный руководитель: Пугина Ирина Николаевна