Пальчиковая гимнастика для детей

Пальчиковая гимнастика для детей

 

 

Пальчиковая гимнастика для детей

2014

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова).
Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает. То задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина). М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.
Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.

Потешка "ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК"

Пальчик-мальчик, где ты был? 
С этим братцем в лес ходил. 
С этим братцем щи варил. 
С этим братцем кашу ел. 
С этим братцем песни пел.

Взрослый показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца.

Потешка "БЕЛКА"

Сидит белка на тележке, 
Продает она орешки, 
Лисичке-сестричке, 
Воробью, синичке, 
Мишке толстопятому, 
Заиньке усатому.

Взрослый и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

Потешка "ЭТОТ ПАЛЬЧИК"

Этот пальчик - дедушка, 
Этот пальчик - бабушка, 
Этот пальчик - папочка, 
Этот пальчик - мамочка, 
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Потешка "БРАТЬЯ"

Этот пальчик хочет спать, 
Этот пальчик - прыг в кровать! 
Этот пальчик прикорнул, 
Этот пальчик уж заснул. 
Тише, пальчик, не шуми, 
Братиков не разбуди ... 
Встали пальчики, ура! 
В детский сад идти пора.

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.

Потешка "HУ-КА, БРАТЦЫ, ЗА РАБОТУ"

Hу-ка, братцы, за работу! 
Покажи свою охоту. 
Большому - дрова рубить. 
Печи все - тебе топить. 
А тебе - воду носить. 
А тебе - обед варить. 
А малышке - песни петь. 
Песни петь, да плясать, 
Родных братьев забавлять.

Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.

Мой мизинчик, где ты был?

Мой Мизинчик, где ты был?

Пальчики сжаты в кулачки, разжимаем мизинчик на левой руке

С Безымянным щи варил,

Разжимаем безымянный пальчик

А со Средним кашу ел,

Разжимаем средний пальчик

С Указательным запел.

Разжимаем указательный пальчик

А Большой меня встречал 
И конфетой угощал.

Разжимаем большой пальчик

Указательный на правой 
Вел в поход нас всей оравой.
Средний брат несет рюкзак, 
Безымянный ходит так, 
А Мизинец стал играть: 
Братьев слушать приглашать. 
Правый же Большой плясал.
И на танец приглашал.

Разжимаем одноименные пальчики на правой руке

  

Раз-два-три-четыре пять!

Раз-два-три-четыре пять!

Большой пальчик хочет спать,

Сжимаем и разжимаем кулачки

Выполняем пальчиковую гимнастику сначала с одной ручкой, а потом с другой. Пальчики разжаты, зажимаем в кулачок большой пальчик.

Указательный - играть,

Зажимаем в кулачок указательный пальчик.

Средний пальчик задремал,

Зажимаем в кулачок средний пальчик.

Безымянный уж устал.

Зажимаем в кулачок безымянный пальчик.

Мизинчик всем кричит - "Ура!"

Зажимаем в кулачок мизинчик.

В детский сад идти пора!

Сжимаем и разжимаем кулачок.

Мои пальчики расскажут

 

Мои пальчики расскажут,
Все умеют, все покажут.

Поворачиваем ручки попеременно ладошками вверх и вниз.

Пять их на моей руке.

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Все делать могут,
Всегда помогут.

Попеременно ударяем кулак о кулак, и ладонь о ладонь.

Они на дудочке играют,
Мячик бросают, 
Белье стирают, 
Пол подметают, 
Они считают, 
Щиплют, ласкают,

Имитируем описываемые движения

Всё успевают.

Открываем ручки ладошками вверх.

 

На двери висит замок

На двери висит замок 
Кто его открыть бы мог?

Переплетаем пальчики, делаем «замочек». 

Повертели, повертели

Кисти рук поворачиваем влево и вправо.

Покрутили, покрутили

Кисти рук поворачиваем вперед и назад.

Постучали, постучали

Постукиваем «замочком» по столу.

Потянули, потянули

Тянем ручки в разные стороны.

И открыли замок!!!

Расцепили пальцы рук.

Ёж, ёж, где живёшь?

- Ёж, ёж, где живёшь?

Переплетаем пальчики в замочек, опускаем и поднимаем пальчики, имитируя колючки.

- Я живу в густом лесу!

Перекрещиваем кисти рук, пальцы раскрыты. Попеременно меняем верхнюю руку – правая  рука, затем  левая.

- Ёж, ёж, что несёшь?

Переплетаем пальчики в замочек, опускаем и поднимаем пальчики, имитируя колючки.

- В норку яблоки несу.

Ударяем кулак о кулак.

Буду яблоки делить,

Рубящие движения ребром правой руки по левой ладони.

Своих детушек кормить.

Рубящие движения ребром левой руки по правой ладони.

 

Вышла Люба в огород

Вышла Люба в огород –

«Шагаем» средним и указательным пальцами правой руки.

Сколько у неё хлопот!

Держимся  руками за голову и покачиваем головой.

Нелегко полить на грядке
Овощи все по порядку:

Пожимаем плечами и разводим руки в стороны.

Помидоры, лук, капуста
И горошек очень вкусный.
Репа, огурцы, чеснок,
Свёкла, редька и укроп.

Загибаем указательным пальцем правой руки каждый пальчик на левой руке и указательным пальцем левой руки каждый пальчик на правой руке.

Яблоко

Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Пальцы обеих рук сжимаем в кулаки, разжимаем по одному пальцу на каждое слово признак на обеих руках одновременно.

Яблоко я пополам разломлю,

Кулачки складываем вместе и разводим их в стороны пальчиками вверх.

Яблоко с другом своим разделю.

Кулачки прижимаем к груди, а затем выставляем вперед.

По сухой лесной дорожке

По сухой лесной дорожке –

Потираем ладонь о ладонь.

Топ-топ-топ – топочут ножки.

Постукиваем ладошками по столу.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Потираем ладонь о ладонь.

Весь в иголках серый ёжик.

Складываем замочек и поднимаем пальчики вверх, имитируя иголки.

Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.

Поочередно загибаем указательным пальцем правой руки пальчики на левой руке.

 

Консультацию подготовили педагог - хореограф: Ширинкина Елена Константиновна, 
                                                 музыкальный руководитель: Пугина Ирина Николаевна
                                     

Дата последнего обновления страницы 06.12.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения