Развитие речи детей 3-4 лет посредством игр и упражнений
Увлекательные и простые игры для детей 3-4 лет направлены на развитие грамматического строя речи, пополнение активного словаря ребёнка, а так же восприятия, мышления и внимания. Игры простые и не требуют специального оборудования, в них можно играть где угодно. Попробуйте.
«Какой?» Эта игра предназначена для обогащения словаря прилагательными. При рассмотрении любого предмета, например матрёшки, как можно больше подберите прилагательных. Спрашивайте у ребенка: «Какая матрешка?»(большая, красивая, весёлая, лёгкая, яркая и т.д.) Машина может быть маленькая, пластмассовая, жёлтая, быстрая и т.д. Собирайте в копилку разные прилагательные. Для этого можно использовать следующее упражнение:
Игрушка из дерева – какая? – деревянная.
Игрушка из пластмассы – пластмассовая. Из железа – железная, из кирпича дом кирпичный, лист березы – березовый, лист клёна – кленовый и т.д. Подбирайте прилагательные, которые ребёнок может образовать таким образом от существительных.
«Какое, какие?» Ещё одна игра с прилагательными направлена на правильное согласование прилагательных с существительными по родам. Рассматривая предметные картинки задавайте вопросы ребёнку, интонационно выделяя окончание вопроса «КакАЯ?, КакОЕ? и т.д.» Если ребёнок затрудняется в правильном согласовании слов, попросите его повторять за вами, так же выделяя голосом окончание.
«Один, два, много…» Для образования множественного числа существительных можно играть в эту игру. предложите ребёнку посчитать, например, карандаши. Один карандаш, два карандаша, много карандашей (одна кукла, две куклы, много кукол, или одно яблоко, два яблока, много яблок). Так считать можно всё, что вы видите на улице, в магазине или поликлинике.
«Корреспондент» Гуляя на улице, закройте глаза и попросите ребёнка описать подробно всё, что он видит. Вначале придётся задавать наводящие вопросы, но в дальнейшем ребёнок научится обращать внимание на детали. Меняйтесь ролями, это способствует развитию воображения ребёнка.
«Чего не стало» Знакомая игра, развивающая мышление, так же способствует развитию речи. Ребёнку придётся правильно отвечать на вопрос «Чего не стало?» Не стало подушки, кастрюли и т.д.
«Назови одним словом» Предложите ребёнку назвать одним словом кастрюлю, тарелку, стакан (это посуда), трамвай, машина, самолёт (это транспорт). Можно играть наоборот: назови посуду, назови одежду и т.д.
«Что бывает зеленым?» Вместе с ребёнком называйте предметы, которые бывают большими, красными, мокрыми и т.д. Например, что бывает жёлтым? Лимон, солнце, бантик, юбка, машина, лопатка, мячик и еще много чего другого. Эта игра удастся, если вы в прошлом правильно и внимательно рассматривали предметы, выделяя их основные и второстепенные признаки.
«Скажи наоборот» Попробуйте поиграть в такую игру. Взрослый говорит, например, большой, а ребёнок должен сказать наоборот – маленький. Горячий – холодный и т.д. Рассматривая любой предмет, можно заострить на этом внимание( как будет наоборот). «Чем закончилось?» Хорошее упражнение. Начните с ребёнком смотреть мультфильм, а потом выйдите из комнаты (решить срочное дело), а ребёнка попросите быть внимательным. После окончания просмотра спросите, чем закончился мультфильм. Не довольствуйтесь коротким и скудным рассказом, стимулируйте использование сложных предложений. Похвалите ребёнка за внимательность, ведь он постарался всё запомнить и рассказать вам.
«Назови детёныша» Показывая ребёнку картинки с изображением животных, спросите как называется детёныш. Например, это собака, детеныш – щенок, у зайца детеныш зайчонок и т.д. Потом можно играть наоборот: называя детеныша спросить, кто его мама.
«Рифма» Если вы заметили, что ребёнок склонен к словотворчеству, предложите ему подбирать рифмы к разным словам. Это очень весело и способствует развитию фонематического слуха ( непременного условия успешного обучения в школе).